LAND ROVER ПРОДОЛЖАЕТ ОТКРЫВАТЬ РОССИЮ
Официальное представительство английской компании Jaguar Land Rover в России сообщает:
«В конце мая 2014 года состоялась первая экспедиция Land Rover в рамках второго этапа беспрецедентного проекта «Открывая Россию». Целью экспедиции стало знакомство с этнографическими особенностями беломорского Севера России. Участники отправились в Архангельскую область, крупнейший регион Европейской части нашей страны, где проживает самобытная этническая группа русского населения, известная как поморы. Жители Поморья передают уклад жизни от поколения к поколению, сохраняя свой особый поморский говор, культуру, традиции и национальные промыслы, важнейшим из которых и по сей день остается рыбная ловля.
Из аэропорта Архангельска участники экспедиции отправились на внедорожниках Discovery в музей деревянного зодчества и народного искусства Севера России «Малые Корелы». Здесь представлена одна из крупнейших в России этнографических коллекций: более 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком — колокольня из села Кулига Дракованова и XVII веком — Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина. Экспозиция музея делится на секторы: «Каргопольско-Онежский», «Двинский», «Мезенский» и «Пинежский», по названиям крупнейших рек региона. Каждый из этих секторов представляет особенности местной архитектуры и быта поморов: крестьянские и купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, деревянные храмы из различных регионов Архангельской области.
Особенный интерес у участников экспедиции вызвали народные промыслы, которыми и по сей день занимаются местные жители. В музее путешественники познакомились с принципом работы настоящей ветряной мельницы, увидели три типа поморских судов: карбас для морской ловли, «тройник» для зверобойных промыслов и «долбенка» для ловли речной рыбы. Затем участники экспедиции посетили Музей народных промыслов и ремесел Поморья, где смогли освоить азы плетения из бересты – национального ремесла поморов.
На второй день путешественникам предстояло исследовать Холмогоры, где провел свою юность Михаил Васильевич Ломоносов – основатель Московского университета, великий ученый и одна из самых знаковых фигур в российской истории. Дорога к Холмогорам пролегает по берегу судоходной реки Северная Двина, в устье которой расположены три крупнейших города области – Архангельск, Новодвинск и Северодвинск. На самой реке местное население осуществляет активную добычу рыбы и ламинарии. Рыбаки водят по воде специальной косой, поднимая ламинарию со дна и вытаскивая ее на карбас. Затем водоросли везут в одно из многочисленных поселений, расположенных по берегам реки, где их сушат. Такой промысел существует не только на Северной Двине, но и по всем берегам Белого моря.
Чтобы попасть в родное село М.В. Ломоносова, участникам экспедиции пришлось преодолеть паромную переправу на Кур остров, где в селе Ломоносово находится Историко-мемориальный музей великого русского ученого. Паромные переправы до сих пор остаются одним из популярных видов транспорта и подчас единственной возможностью добраться до тех или иных поселений. После посещения музея путешественники отправились на Холмогорскую косторезную фабрику, где приняли участие в освоении традиционного народного промысла – резьбе по кости.
Третий день начался с путешествия до этнографического центра в селе Голубино. По дороге участники экспедиции смогли познакомиться с одним из шедевров деревянной архитектуры Севера – храмом святителя Николая Чудотворца 1587 года постройки в селе Лявля. Один из древнейших образцов шатровой архитектуры был восстановлен в 1967-70-х годах после многочисленных перестроек сотрудниками музея «Малые Корелы».
После паромной переправы через реку Кулой, а также путешествия до Кулойского шлюза, участников экспедиции ожидал внедорожный участок с глубокими бродами. Здесь Discovery продемонстрировали всю широту своих возможностей. Благодаря повышенной проходимости и усовершенствованной системе Terrain Response – системе адаптации автомобиля к различным дорожным условиях – внедорожники Land Rover успешно справились со всеми труднопреодолимыми препятствиями, которые уготовила северная природа России. Подниматься и спускаться по склонам и холмам участникам экспедиции помогала система компенсации ускорения на наклонной поверхности Gradient Acceleration Control (GAC) и система контролируемого движения под уклон Hill Descent Control (HDC), а преодолевать водные преграды помогала технология Wade Sensing, позволяющая отслеживать глубину преодолеваемого брода.
На четвертый день из села Голубино экспедиция отправилась дальше на север до деревни Кимжа. Это поселение, возникшее в XVI веке, расположено на обрывистом берегу одноименного левого притока реки Мезени, в трех километрах от устья. Кимжа лучше других сохранила старинный облик исчезнувших мезенских сел и является одним из «музеев под открытым небом», внешний вид и образ жизни которого гармонично связан с окружающей природой. В Кимже, как нигде на Мезени, до сих пор сохранился дух старинного бытового уклада, неизменно сопровождаемый старинными русскими песнями и причитаниями. Участники экспедиции «Открывая Россию» познакомились с местными жителями, посетили местный музей и школу ремесел, где все желающие смогли принять участие в мастер-классе по строительству карбаса.
Изготовление карбаса начинается с подготовки древесины, которую хранят и высушивают в темном сарае целый год. Затем следует сборка частей лодки. До начала 20 века все детали – от киля до шпангоутов — сшивались без гвоздей и заклёпок и просмаливались. Теперь же современные мастера используют либо медные клёпки, либо стандартные гвозди. За века технология изготовления карбаса не сильно изменилась, местные жители до сих пор используют его для хождения по рекам и морю, а грузоподъемность такой лодки может достигать 18 тонн.
Проект «Открывая Россию» был запущен компанией Jaguar Land Rover Россия в 2013 году. Его цель – добраться до самых отдаленных и труднодоступных мест на легендарных внедорожниках Discovery. Представленный широкой публике в 1989 году, внедорожник Discovery быстро завоевал статус самого функционального и универсального внедорожника в мире. На протяжении 25 лет множество исследователей и путешественников выбирали этот автомобиль для своих экспедиций. И сегодня Discovery подтверждает свой статус путешественника и первопроходца в рамках экспедиций Land Rover».