Отечественные автопроизводители просят остановить Daewoo
Три самых крупных в России автомобилестроительных компании "АвтоВАЗ", ГАЗ и компания "Соллерс» (УАЗ) обратились к Владимиру Путину с просьбой о защите внутреннего рынка от ввоза импортных автомобилей, в частности об ограничении импорта машин из Узбекистана. Как утверждают компетентные источники, Минэкономразвития также готовит свои предложения, предполагающие увеличение таможенной пошлины на импортные автомобили.
Можно предположить, что все эти действия, ответная реакция на экономические санкции Узбекистана в отношении российского экспорта автомобилей. И президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров, и председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин и гендиректор производителя УАЗов - компании "Соллерса" Вадим Швецов неоднократно вслух заявляли, что к «Ладам» и уазикам в Узбекистане применяются дискриминационные меры. Транспортный налог с владельцев российских автомобилей взимают по повышенной ставке. Автокредиты на покупку зарубежных автомобилей в Узбекистане не выдают в принципе. А дилерам российских компаний в этой стране частенько приходится сталкиваться с трудностями при конвертации валюты.
Все свои претензии руководители автопредприятий подробно изложили в письме Путину и попросили премьера об ответных санкциях: вводе акциза и дополнительного сбора на импорт узбекских автомобилей. А также об увязке конвертации валюты за ввозимые из Узбекистана автомобили, с конвертацией денежных средств за российские автомобили, экспортируемые в Узбекистан.
Насколько будет эффективным такое решение, если оно будет принято, - сказать трудно. Эксперты предполагают, что практической пользы будет весьма немного. Ведущий аналитик отдела корпоративного анализа банка "Петрокоммерц" Алексей Бизин полагает, что эффект едва ли получится соответствующий желаемому. По мнению аналитика письмо премьеру это совершенно логичный и объяснимый шаг со стороны автопроизводителей, защищающих свои интересы, другой вопрос, будет ли этот шаг адекватно воспринят правительством. Какие-то меры возможно и будут предприняты, но едва ли аналогичные узбекистанским. Возможно, будут какие-то иные решения. Но, коль вопрос поднят на уровне правительства, то решаться скорей всего будет на межгосударственном уровне. Но в любом случае конкретные предприятия едва ли получат с этого какие-либо дивиденды.
Председатель правления "Юниаструм-банка" Павел Неумывакин, предложение о конвертации валют считает, по меньшей мере, странным. По его словам такое решение лежало бы вне пределов стандартной практики банков. «Подобных ограничений да еще и на продукцию конкретной стороны по конкретному сегменту, я честно говоря , не припомню, чтоб что то подобное существовало в банковской практике", -- заявил председатель правления банка.
Автомобили Daewoo Nexia и Daewoo Matiz весьма популярны в России, имеют большой спрос и в своем ценовом сегменте это серьезные конкуренты продукции "АвтоВАЗ". Это понятно, но бороться с конкурентами подобным образом едва ли удастся.
По мнению генерального директора маркетинговой компании Vector Market Research Дмитрия Чумакова, предпринимать подобные шаги нецелесообразно и правительству целесообразнее было бы действовать иными методами. По словам Дмитрия Чумакова правительства многих стран направляют свои усилия на сотрудничество, дабы автомобили одних стран были доступными для граждан других государств и никто не имел преференций. В Германии были предприняты некоторые меры, но в отношении поддержки всех товаропроизводителей.
Тяжелое финансовое состояние "АвтоВАЗа" общеизвестно и правительство недавно заявило о выделении этому предприятию многомиллиардных бюджетных средств. Пойдет ли оно еще на один шаг в поддержку отечественного товаропроизводителя пока неизвестно. Если нет - у автомобилестроителей остается еще надежда на Минэкономразвития, намеревающееся в ближайшее время обнародовать свои предложения по "антикризисным мерам таможенно-тарифной политики", куда возможно будут включены и новые пошлины на импорт автомобилей.