В декабре 1984 года на Волжском автозаводе (Самарская область, г. Тольятти) начался выпуск первых отечественных переднеприводных легковых автомобилей - модели ВАЗ 2108, ставшей базовой для нового ВАЗ-семейства "Самара". В создании 3-дверного хетчбэка приняли участие инженеры всемирно известной немецкой автомобильной компании
Porshe AG. Для внутреннего рынка ВАЗ 2108 именовался "Спутник", а в экспортном варианте - Lada Samara.
Помимо запоминающейся внешности, в автомобиле были реализованы прогрессивные решения, позволившие этому автомобилю малого класса стать популярным: переднеприводная компоновка, специально разработанный для поперечного расположения двигатель, элементы кузова из цинкрометалла, бесконтактное зажигание, передняя подвеска типа McPherson. Кузов в форме клина и большие углы наклона переднего и заднего стекол повысили аэродинамические качества ВАЗ 2108, снизив коэффициент лобового сопротивления. Рестайлинг 1990 года изменил переднюю часть "восьмерки": появились удлиненные крылья и новая облицовка радиатора.
При габаритных размерах 4006 х 1650 х 1402 мм багажное отделение ВАЗ 2108 может увеличиваться для перевозки груза с 330 до 600 л при сложенных задних сиденьях. Внутренняя отделка 5-местного салона лаконична. Приборная панель ВАЗ 2108 предлагается в двух вариантах: высокая и низкая. Удобное травмобезопасное рулевое колесо, четкая работа рычага коробки передач, плотные и энергоемкие подвески обеспечивают быстроту и точность реакции автомобиля на действия водителя, позволяя уверенно двигаться по выбранной траектории.
В ВАЗ 2108 продуманы элементы активной и пассивной безопасности: большая площадь остекления, новая конструкция тормозов, энергоемкие бамперы, мягкая облицовка панели приборов.
Модель ВАЗ 2108 неоднократно модернизировалась: 4-ступенчатая механическая коробка передач заменена 5-ступенчатой, на смену карбюраторному двигателю 1,1 -1,5 л (54-70 л. с.) пришел инжекторный 1,5 л/71 л. с. (ВАЗ 21083i) с системой впрыска топлива от General Motors, а позднее - "Саратов-Бош". Модификации с карбюраторными двигателями 1,5 л, 1,3 л и 1,1 л имеют индекс 21083, 21080 и 21081 соответственно.
В 2003 году ОАО "АВТОВАЗ" закончило выпуск ВАЗ 2108, и осенью 2004-го преемником "восьмерки" стал более современный ВАЗ 2113 семейства Самара-2.
Благодаря хорошим ездовым качествам, доступности автозапчастей, невысокой цены и возможности тюнинга ВАЗ 2108 до сих пор остается популярным, особенно у спортсменов, молодежи и людей, ведущих активный образ жизни.